07 августа 2018

ПЛАГИАТ: ДОПУСТИМЫЕ ГРАНИЦЫ ИНСПИРАЦИИ

Споры об авторском праве возникают в искусстве и дизайне регулярно, а заканчиваются либо судебными исками, либо ограничиваются краткосрочной шумихой в СМИ. Последнее, кстати, не всегда является негативным результатом- положительный эффект от пиара (даже такого) никто не отменял. Кризис идей и доступность информации не единственные причины того, что периодически в контексте плагиата обсуждаются такие имена как Демна Гвасалия, Наташа Рамсей-Леви, Энтони Ваккарелло, Алессандро Миккеле и (о, Боги!) сам Карл Лагерфельд.

Источник вдохновения у разных художников может быть один и, соответственно, при оценке работ последователей будут всегда возникать ассоциации с тем, кто первым к этому источнику обратился. Но одно дело, когда речь идет об оммаже дизайнеру с деликатным цитированием его замысла, а другое – 100% копирование, вплоть до последней пуговицы. И если в первом случае имеет значение то, что нового и авторского внесено в изделие, как переработана и подана идея, то во втором случае - это уже нарушение авторско-правового законодательства. В то же время, известному дизайнеру, талант которого не вызывает сомнения, простят единичный случай с заимствованием, хоть и попросят в дальнейшем быть внимательнее. Но если молодой бренд регулярно «попадается» на пиратстве, плагиате и продолжает активно продаваться, то очевидно, что кроме хорошего менеджмента за ним нет ничего, и рано или поздно его репутация все же станет важна для клиентов.

В Беларуси нет Домов с многолетней историей и большими архивами, а модный рынок весьма узок. Поэтому, те «потрясения», которые происходили этой весной, когда на подиуме Belarus Fashion Week то и дело появлялись практически идентичные модели одежды и аксессуаров под разными брендами, были особенно негативно восприняты как публикой, так и самими дизайнерами. Ну, во-первых, вызвал недоумение сам факт того, что в нашем тесном пространстве возможны такие откровенные провокации. Во-вторых, Неделя Моды – это главное модное событие страны, на котором постоянно работают международные авторитетные СМИ, а подобные инциденты дискредитируют и обесценивают его.

К примеру, в Facebook разгорелся скандал из-за того, что дизайнер аксессуаров Наталья Павловская (VANILLANAOMI), придя на показ как гостья, с удивлением обнаружила, что созданный ею в 2017 году дизайн украшений, с незначительными изменениями презентуется под брендом BLISKAVICA, дополняя образы Ксении Романовой.

 

новый коллаж2 новый коллаж3

Еще одна проблема – интернет, где отстоять свое право на творческий продукт, как ни странно, очень сложно. Юлия Гилевич (FUR GARDEN) неоднократно обращала внимание, что фото ее коллекций, сделанные на Belarus Fashion Week, украдены из открытых источников, на них срезан копирайт, а сами они размещаются в каталогах китайских интернет-магазинов no name. Как автор, она, конечно же, видела, что за основу взят полностью ее концепт, а минимальные различия в исполнении связаны с незнанием точного технологического процесса. Но наказать недобросовестных производителей практически невозможно. По негласным правилам, если есть 30% отличий от исходника, то это не является воровством. А в эти проценты могут входить такие мелочи как обработка швов, расстояние между пуговицами и так далее.

Художник Светлана Петушкова нарисовала иллюстрацию с Илоном Маском и опубликовала ее в своем аккаунте в Facebook. И пока автор только начала изготавливать свитшоты со своим принтом в Беларуси, в сети изображение уже активно продавалось за большие деньги. Чисто теоретически доказать факт воровства можно, но на практике нет возможности определить субъект, которому можно предъявить претензию – nickname неинформативен. Вероятно, что в перспективе решить эту проблему можно будет с помощью технологий блокчейн.

Конечно, можно предположить, что все подобные совпадения случайны, а это лишь результат коллективного бессознательного. Но оставляя подобные факты без юридического преследования, обманутые авторы выдают недобросовестным коллегам негласное разрешение на дальнейшее воровство своего интеллектуального продукта.

Однако, прецедент досудебных разбирательств в Беларуси уже создан. Так, бренд Pintel™, чья торговая марка имеет двойную (белорусскую и европейскую) авторскую регистрацию, обратившись к помощи юридической компании, сумел отстоять своё исключительное право на дизайн двенадцати платьев и костюмов. Конфликт межу брендом и модельным агентством Dolce Vita произошел из-за демонстрации последним адаптированных для детского показа моделей во время Kid’s Fashion Days в рамках весенней недели моды BFW 2018. На подиуме были полностью воспроизведены изделия бренда. Доказать это не составило труда — весь процесс изготовления одежды бренда Pintel™, начиная от дизайнерского эскиза и вплоть до последней пуговицы, оформляется документально, официально публикуется, датирован и детально описан в технологических картах изделий. Руководство Dolce Vita, получив от бренда официальную претензию, полностью признало свою вину, изъяло данные изделия и принесло извинения оппоненту. Учитывая этот факт, было подписано мировое соглашение о том, что бренд Pintel™ не имеет более претензий к модельному агентству и отказывается от его дальнейшего преследования в рамках административного и уголовного законодательства (в том числе и от материальных требований).

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

«Должна существовать определённая зона согласия в дизайнерском сообществе, — говорит директор бренд Pintel™ Наталья Аношенко, — и пока вы творите, воодушевляясь чужими работами, не покидая её границ, это цивилизованно. Но как только вы пересекаете красную черту, решив в одностороннем порядке воспользоваться чужим интеллектуальным трудом для наращивания собственного эстетического или финансового ресурса, вам не избежать делового позора, потребительского бойкота и гигантских штрафов. Не смотря на лояльность и ограниченную юридическую защищённость в сфере авторского законодательства Беларуси, если вы цените то, что создаёте, если ваш производственный процесс настроен должным образом и вы уверены в своей правоте, закон будет на вашей стороне».

Проблема всеобщего заимствования всего у всех становится масштабнее с каждым новым сезоном. Уже даже существуют специализированные инстаграм-аккаунты с миллионной аудиторией, которые разоблачают такие «творческие переработки» - @diet_prada, @cashincopy. Остается лишь надеяться, что в белорусском fashion-пространстве не наступит искаженная эра постмодернизма и мы будем этим фактом гордиться.

Текст: Катя Лобач

Фото из открытых источников; архив Belarus Fashion Week

Перепечатка материалов modalive.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь


Читайте также

  • BRICS+ Fashion Summit. Белорусская палата моды открыла Саммит двумя показами. BRICS+ Fashion Summit. Белорусская палата моды открыла Саммит двумя показами.
  • Выставка "КУПАЛЬЕ": традиции в креативном прочтении Выставка "КУПАЛЬЕ": традиции в креативном прочтении
  • Флагман высокой моды: какой тренд задает жемчужный смартфон Huawei P60 Pro Флагман высокой моды: какой тренд задает жемчужный смартфон Huawei P60 Pro


Подпишитесь и получайте подборки лучших статей