24 апреля 2020

FASHION в условиях пандемии. Как белорусские бренды справляются с кризисом

 

Белорусским fashion-брендам, как и международным, в ближайшее время придется столкнуться с серьезными трудностями и пройти через настоящую полосу препятствий. Пандемия коронавируса пришла в нашу страну позже, чем в другие страны, но результат международного карантина и экономического кризиса уже с конца февраля  явно дал о себе знать и белорусским маркам одежды. Задержки с поставками, отмена или неэффективность международных выставок, снижение трафика в магазинах и покупательской способности в целом.  

Мы поговорили с представителями ведущих белорусских брендов и попросили рассказать, как они работают в новых обстоятельствах сейчас и, как жизнь их брендов изменится после.   

                     

                  Алена Горецкая, основательница и арт-директор модного дома Papilio, бренда Alena Goretskaya

Fashion сейчас терпит катастрофические убытки. Для многих под большим вопросом выпуск осенней коллекции, создание летней 2021 года и, конечно же, провальные продажи этой весенне-летней коллекции. И это вполне объяснимо, о какой моде и нарядах можно говорить в условиях пандемии. Эти товары уж точно не попадают в разряд «первонеобходимых». В данное время каждому бренду важно понять, что если у него нет возможности работать в прежнем режиме, то нужно перестраиваться на любой востребованный сейчас продукт (маски, медицинские халаты, домашнюю одежду и т.д.). Это поможет некоторым образом поддержать работу производства и сохранить рабочие места, а также внести свой вклад в борьбе с пандемией.

Что касается работы нашего бренда, то сейчас наши отделы маркетинга и логистики, в связи с карантином, перешли на неполную рабочую неделю. Швейный цех выполняет заказ на производство масок. Учитывая нашу экспорториентированность, мы находимся в ожидании снятия карантина в России и в Европе. Как только там откроют магазины и начнется какое-то движение, мы сможем возобновить поставки наших коллекций. О каких-то стратегических планах говорить не приходится. Задача сейчас в сохранении производства. Но выпуск новых коллекций мы не отменяем, возможно, коллекции выйдут несколько в уменьшенном количестве. Но мы уверены, что качеством и привлекательностью мы не разочаруем наших поклонников бренда.

Своим коллегам хочется прежде всего пожелать здоровья и сохранения оптимизма. Если в нас останутся силы, энергия и здоровый творческий азарт, мы точно все преодолеем! Papilio уже достойно преодолело 3 кризиса, надеемся, что и этот мы сможем пройти. Все познается в сравнении, если уж совсем становится тяжело, можно изучить историю человечества. Во все времена наступали тяжелые моменты - войны, репрессии, природные катаклизмы. Люди справлялись с ними. Давайте смотреть на ситуацию под другим углом и пытаться сделать все от нас зависящее, чтобы как можно легче пройти это нелегкое время.

И самое главное, нужно помнить, что женская природа обязательно возьмет свое! Даже в самые тяжелые времена, истинные леди не отказывали себе в удовольствии надеть красивое платье, несмотря на все лишения. Уверены, совсем скоро мы увидим наших прекрасных покупательниц на вечеринках, прогулках, светских раутах... в наших нарядах!

 

Лариса Балунова, основательница и главный дизайнер бренда BALUNOVA Fashion Design Studio

               

В целом, во всем мире происходит сильное изменение образа жизни людей. Сейчас очень многие перешли на удаленную работу, самообразование онлайн, покупки онлайн и даже онлайн-путешествия. Потребление цифрового контента увеличилось многократно, уже сервера Инстаграм не справляются с количеством одновременных прямых эфиров в мире.

Понятно, что покупательская способность действительно сильно снизилась, мы сразу это ощутили на своем магазине в ТРЦ Galleria, но при этом она перетекла из офлайна в онлайн. Безусловно, сейчас весь непродовольственный ритейл находится под серьезным давлением. Но с другой стороны - это отличная возможность укрепить связь с онлайн аудиторией, возможность показать, что мы готовы реагировать на ситуацию на рынке, на запросы клиентов максимально оперативно, показать, что мы рядом и вместе.

Пандемия стала мощным толчком для усиления нашего интернет-магазина и дала возможность и время сосредоточиться на нем. Сейчас для всех стало понятно: онлайн-продажи невозможно игнорировать. Думаю, функционал интернет-магазинов будет активно развиваться, усилятся сервисы по доставке товаров.

Наш бренд, понимая свою социальную ответственность, как только сильно изменилась ситуация в мире, начали вводиться карантины, мы сразу для компании закупили антисептические средства для обработки помещений и рук, а также начали тщательно следить за температурой сотрудников, и в случае, если температура была повышена, они уходили на больничный. Но и сами работники следят и поддерживают чистоту своих рабочих мест, обрабатывают их специальными средствами несколько раз в день, а также, для того, чтобы обезопасить себя и коллег, все работают в масках и перчатках. Т.е каждый понимает значимость этих действий и коллективную ответственность. Сейчас в нашем офисе стерильно как в операционной. И уже с 1 апреля около 70% сотрудников перешли на удаленную работу. И теперь все планерки проводим удаленно - очень удобно!

Как я и говорила выше, пандемия стала мощным толчком для усиления нашего интернет-магазина и дала возможность и время сосредоточиться на нем, и мы будем развиваться в этом направлении. Для того, чтобы наши клиенты могли продолжать радовать себя новинками, могли совершать покупки безопасно, мы подключили бесплатную доставку курьером по Беларуси, а также возможность бесконтактной доставки по запросу покупателя. Сейчас приобрести одежду онлайн можно в Беларуси, но буквально в течение недели будет открыта возможность покупки и доставки в Россию и Казахстан.

 

Ольга Новик, основательница и главный дизайнер бренда TON-IN-TON

           

Мировой в целом и белорусский бизнес в частности терпят убытки из-за тотального падения спроса, даже в условиях отсутствия объявленного карантина. Посещаемость упала практически до нуля.

Как работать? Каждый бренд в данной ситуации исходит из ситуации, возможностей и запаса прочности.

Наш магазин TON-IN-TON сейчас открыт и работает в штатном режиме. Начата работа над двумя смежными направлениями.

Всем пожелание пройти это сложное время с минимальными потерями.

 

      Евгения Севрук, CEO бренда LEORGOFMAN

Бренд Leorgofman в марте еще смог выполнить свой план по продажам, период был волнительным, мы уже начали чувствовать снижение активности наших клиентов, но нам удалось закрыть этот месяц без потерь. У бренда много клиентов в Европе и в конце марта люди еще делали покупки. Но в апреле мы потеряли сразу же -50 % от товарооборота. С точки зрения экономики, для любого предприятия -50 % за месяц это ситуация близкая к банкротству, очень редкая компания может с этим справиться, у нее должен быть определенный запас инвест-фонда либо возможность получения займа, чтобы экстренно профинансировать такое падение. Ситуация еще сложна тем, что это снижение шло по экспоненте не в течение нескольких месяцев, как это случается при выпуске провальной коллекции, а снижение произошло катастрофически быстро за 1 месяц. 

Это случилось не только у нас, я уверена, такая ситуация сейчас у всех белорусских брендов, конечно, речь идет про тех, у которых fashion имеет хотя бы некоторые бизнес составляющие: производство, дистрибуция, наличие розничных или онлайн точек продаж, персонал. То, конечно, пережить такую ситуацию будет очень непросто. Как мы выяснили, анализируя российский рынок, 50 % это еще неплохо, у многих по статистике этот процент составляет 70 % и больше. А рынок Европы вообще сейчас находиться с 0 товарооборотом. Конечно, это наведет новые порядки в сфере, потому что маленьким fashion-брендам удержаться на плову будет очень сложно. Крупным брендам будет все-таки проще, если так можно сказать, у них есть возможность «замереть» на время в сложившейся ситуации, произведя определенные меры по сокращению своих расходов. Легче переживет кризис также тот, у кого есть свои собственные мощности, кто производит продукт с помощью своего производства, а не через подрядчиков, у которых сейчас также большие проблемы в работе.

По прогнозам экспертов горячая погоня за трендами сейчас, однозначно, уйдет. Мода вернется к более спокойным трендам, возможно, где-то даже к классике, ей не хватало этого в последнее время. Все было слишком «хайпово», слишком НЕ о продукте, а слишком о PR. Внимание было сосредоточено не на том, что именно представляет собой продукт, а то, какая шумиха вокруг этого продукта. Сейчас фокус сместится больше на эстетику, на ценность качества продукта и мастерства дизайнера, fashion после пандемии должен обратиться к вечным ценностям.

Белорусским дизайнерам, у которых нет больших обязательств перед партнёрами, я бы сейчас посоветовала просто остановиться, «заморозить» все активности и ждать. В общем, максимально ни на что не тратить денег. Это время можно использовать с пользой для стратегического планирования и размышлений, как работать бренду дальше, изучать новые направления в своей деятельности и улучшать ее.

Что касается именно нашего бренда, то у меня, как у руководителя, сейчас приоритет, в первую очередь, сохранить команду бренда. Любой ценой: закрытия магазина, переезда производства на более маленькие площади, с сокращением премиальной части зарплат, мои доходы, как руководителя, конечно, сейчас также сильно уменьшились. Но на сегодняшний день мне удалось сохранить команду и бренд Leorgofman продолжает свою работу. Также удалось сохранить и наш магазин, чему я очень рада. Хотелось бы публично поблагодарить наших арендодателей, компанию «Табак инвест», ТЦ «Корона», которые в апреле снизили стоимость аренды на 50 %, а в мае на 70%, что сейчас посильно для нас, чтобы сохранить магазин с текущей ситуацией по продажам.

На текущий момент мы работаем над новым для нас направлением. Наш бренд также создает медицинские маски для медиков, мы серьезно изучили эту тему, поэтому создаем именно маски с системой защиты ffp2, ffp3. Мы нашли специальный материал, это разновидность полипропилена, изготавливается нашей химической промышленностью, мы протестировали данный материал и организовали производство именно таких масок, так как только они являются эффективными для защиты при контакте с заболевшим человеком. Далее мы откликнулись на запрос от бренда LSD clothing и стали поставщиком масок для медиков Витебска, предварительно получив сертификацию на них. Эта деятельность, при снижении объема производства Leorgofman, также помогает нам сейчас организовать оплату труда швеям и покрыть коммунальные расходы производства.

В дальнейших планах у нас продолжать отшивать одежду Leorgofman, мы будем выпускать новые продукты, но это будут только наши сильные позиции. Мы сейчас фокусируемся на концептуальном гардеробе, который очень smart, очень базово дизайнерский. То есть мы продолжим делать наши тренчи, продолжим делать их интересными и необычными, сильными по крою, а второй слой одежды в виде футболок, рубашек и брюк мы постараемся сделать максимально комфортными и базовыми из хороших натуральных тканей, как мы и привыкли делать. Но с обязательным условием, чтобы это была одежда удобна и для совещания по скайпу, и для нахождения дома, и для выхода на улицу по делам, которые необходимо сделать.

Также в планах на весну у нас было открытие второго магазина, но, конечно, мы отложили это событие. Сейчас мы сосредоточены на доработке нашего сайта и онлайн-магазина, а сегодня мы организовали первую бесконтактную доставку!

 

 

ИНФОРМАЦИЯ:

Дизайнеры, вышеперечисленных брендов являются членами республиканского общественного объединения «Белорусская палата моды». Принимали участие в коллективном обращении в БелТПП по вопросам улучшения условий для частного бизнеса в области производства одежды, а также других инициативах общественного объединения, улучшающих деятельность производителей одежды в РБ.

Перепечатка материалов modalive.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь


Читайте также

  • BRICS+ Fashion Summit. Белорусская палата моды открыла Саммит двумя показами. BRICS+ Fashion Summit. Белорусская палата моды открыла Саммит двумя показами.
  • Выставка "КУПАЛЬЕ": традиции в креативном прочтении Выставка "КУПАЛЬЕ": традиции в креативном прочтении
  • Флагман высокой моды: какой тренд задает жемчужный смартфон Huawei P60 Pro Флагман высокой моды: какой тренд задает жемчужный смартфон Huawei P60 Pro


Подпишитесь и получайте подборки лучших статей