Giovanni Ottonello, арт-директор IED Istituto Europeo di Design, профессор

Почему некоторые локальные дизайнеры с хорошим потенциалом не могут выйти на мировой рынок?

Д.О.: Очень часто причина заключается в том, что при высоком качестве коллекции не хватает коммуникаций. Точно также и наоборот: если коллекция правильно коммуницирована на понятном языке, то дизайнер может иметь худшего качества коллекцию, но при этом выйти на мировой рынок. Если одна часть состоялась, а вторая нет, то выйти за локальные границы невозможно. К примеру, европейский дизайнер хочет войти на русскоязычный рынок. Для этого он должен понимать те коды, символы и тот русский язык моды, который понятен данному рынку. Точно также дизайнер из русскоязычного мира должен говорить на одном языке со своим потенциальным европейским покупателем за пределами своей славянской культуры.

Долгое время высокая мода отождествлялась с искусством. Но сегодня эпоха no fashion полностью исключает такое сравнение. Ваш прогноз по этому поводу: как скоро будет пройден период стагнации и что придет ему на смену?

Д.О.: Рынок моды изменился. Сегодня трендом является совмещение двух направлений: прет-а-порте с вещами из масс-маркета. Высокая мода отходит на второй план потому, что она не работает в реальном мире. Будущее заключается в том, чтобы каждый создавал свою личную идентификацию, объединяя абсолютно разные уровни моды в одном луке.

Единственный оригинальный стиль, который появился за долгое время на мировых подиумах- гранж. Все остальное-это цикличная переработка прошлого. Где грань между плагиатом и цитированием, инспирацией?

Д.О.: На самом деле мало есть по-настоящему инновационных брендов. А если что-то в ХХ веке и происходило действительно новое, то было связано с каким-то явлением в обществе. Так в военный период Шанель создала свою коллекцию платьев, взяв за основу мужской стиль. Женщинам пришлось занять роль мужчин, соответственно, им нужно было удобство движений. Ее стиль появился под влиянием определенных исторических событий. Точно также punk dark зародился благодаря молодежным революциям в 80-х годах. Мода является тем инструментом, тем рупором, который сообщает о происходящих в данный момент изменениях в обществе и проецирует их на модные показы. Все остальное - это переработка. Но давайте отметим, что не только мода себя постоянно повторяет. История также имеет определенную цикличность, поэтому оба эти процесса параллельны. Это- природа.

ДНК модного бренда существует как данность в первых же коллекциях или эта суть нарабатывается годами и формируется с опытом.? Когда можно сказать что бренд уникален?

Д.О.: Отличный вопрос. История моды научила нас тому, что идентификация бренда, ДНК бренда - это главная суть, то, что позволяет ему быть распознанным. После кризиса 2008 года бизнес в моде стал важнее, чем креативность. Многие бренды осознанно приняли решение о том, чтобы свою уникальность несколько заглушить. Примером такого явления может быть даже всемирно известный Ив Сен- Лоран.

Можно ли сегодня рассуждать о том, что в будущем инновационные технологии производства одежды полностью обесценят интеллектуальный труд дизайнера?

Д.О.: На самом деле, это уже происходит. Раньше кутюрье, дизайнер был тем, кто проектировал и координировал коллекцию самостоятельно. Сегодня есть технологии, которые позволяют создавать тренды, разрабатывать ткани и так далее. БОльшую часть работы дизайнер со временем делегировал кому-то другому, а сам принимает относительное участие в креативном процессе. И его роль становится все незначительнее. Более того, часто основные функции в креативном процессе выполняет менеджер дизайнера, спонсор, инвестирующий в коллекцию. В итоге, к примеру, футболка, которую мы видим на подиуме лишь отдаленно напоминает то, что действительно хотел бы сказать дизайнер, функционируя в определенных гранях современного мира. Есть масса статей на тему того, что мода уже действительно не существует. В свою очередь, мы как институт, и я лично, как арт-директор, пытаемся моду возродить, возвращая молодых дизайнеров к истокам. Мы заставляем их изучать ткани, моделировать и конструировать одежду, шить. Выпускники IED Istituto Europeo di Design создают коллекции своими руками, отшивая их самостоятельно. Мы верим в то, что данный подход к образованию может стать толчком к реставрированию моды и инновациях в системе в целом, ее реорганизации. Мода сейчас – fast production. Это уже не изменить, но можно вернуться к основам создания коллекций.

Какова роль fashion-журналистики в индустрии сегодня?

Д.О.: В эту digital-эру функция профессионального fashion –журналиста - образовательная. Именно он должен объяснить молодому дизайнеру или любому, кто интересуется модой, что демонстрируется в коллекции, изображено на определенном снимке; сделать экскурс в историю моды. Это может стать личной миссией журналиста, которая поможет современному миру восстановить моду, вернуть ее в период, когда каждый из нас не был окружен таким количеством модных снимков.

Текст: Екатерина Лобач

Перепечатка материалов modalive.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь



Подпишитесь и получайте подборки лучших статей